Смешно сказать

Горячая десятка Байки Анекдоты Курьезы Работа Это интересно Скрипучий стул Книжная полка О кино Обои Весь мир на экране Форум

18 декабря

"Курьезы"

  • Ресторан в Огайо предложил скидки татуированным клиентам
  • Немцу не разрешили разводиться из-за преклонного возраста
  • В Китае обученные кунг-фу мартышки избили дрессировщика

    16 декабря

    "Это интересно"

  • Четырехлапые спасатели
  • Чего не стоит делать в Париже
  • Когда появились названия кузовов современных автомобилей? Необычный дизайн

    "Горячая десятка"

  • Самые важные изобретения в криминалистике
  • Куда девается реквизит после съемок фильмов

    "О кино. Рецензии"

  • Где мыло, там и веревка ("Носители")

    15 декабря

    "Курьезы"

  • Голландец заявил в полицию о краже коллекции из 2400 таблеток экстази
  • В Британии домашний кролик возомнил себя собакой
  • В немецком супермаркете произошла драка на салями

    9 декабря

    "Это интересно"

  • Лень бежит впереди человека. Обзор гаджетов и девайсов для ленивых
  • 10 фатальных ошибок путешественников
  • Как научиться отдыхать? Семь методов релаксации

    "Горячая десятка"

  • Что приносили в жертву

    "О кино. Рецензии"

  • Однажды надкушенная ("Новолуние")

    8 декабря

    "Курьезы"

  • Парки Хельсинки наняли на работу хорьков
  • В Китае задержали водителя с картоном вместо лобового стекла
  • 99-летняя летчица снова села за штурвал вертолета

    4 декабря

    "Курьезы"

  • Правительство Непала проведет заседание на Эвересте
  • Монеты в бюстгальтере спасли бразильянку от пуль
  • Супруги "отметили" бриллиантовую свадьбу дракой из-за тарелки супа

    2 декабря

    "Это интересно"

  • Как не погибнуть за компьютером? Сказания об эргономике
  • Такси! Такси!
  • Добрая улыбка птицы

    "Горячая десятка"

  • "Трудные дети" очень больших людей
  • Секреты коммерции. Как делаются деньги

    "О кино. Рецензии"

  • Скрудж ("Рождественская история 3D")

    30 ноября

    "Курьезы"

  • Двор губернатора Колорадо украсили туалетной бумагой
  • Пойман преступник с помощью худшего фоторобота в истории
  • В польском зоопарке поселились люди

    25 ноября

    "Это интересно"

  • Типы сенсорных экранов
  • Молот ведьм
  • Какие бывают спорщики? Небольшой походный определитель видов

    "Работа"

  • На каких сайтах искать работу и чем они различаются?

    "Горячая десятка"

  • Самые необычные свадьбы

    "О кино. Рецензии"

  • Иван Грозный ("Царь")

    24 ноября

    "Курьезы"

  • Хорватский вратарь получил желтую карточку за спасение кошки
  • Поездка в ближайший магазин обернулась девятичасовым турне
  • Британские полицейские взорвали неправильно припаркованный автомобиль

    20 ноября

    "Курьезы"

  • Американский ниндзя повис на заборе
  • Хозяину разжиревшего далматина запретили держать животных
  • Неудачливым в любви китайцам дадут отгулы

    18 ноября

    "Это интересно"

  • Что о вас знает Гугл?
  • Делая новых людей
  • Пережить человечество

    "Горячая десятка"

  • Самые вредные книги

    "О кино. Рецензии"

  • Маловато будет ("Книга мастеров")

    17 ноября

    "Курьезы"

  • Автором популярного блога проститутки оказалась ученая из Бристоля
  • Австралийский экономист подсчитал стоимость счастья
  • Итальянским однофамильцам разрешили использовать прозвища в документах

    13 ноября

    "Курьезы"

  • Компьютер поставил Хемингуэю "тройку с минусом" по английскому
  • Британским полицейским выдадут руководство по езде на велосипеде
  • Украинцы ограбили кассу с помощью небритости и игрушечных пистолетов

    11 ноября

    "Это интересно"

  • Реальность дополненная и расширенная. Как попасть в четвертое измерение?
  • Чего не стоит делать в Японии

    "Горячая десятка"

  • Опасная еда

    "О кино. Статьи"

  • "Русские полячки"

    "О кино. Рецензии"

  • Земной вопрос ("Пандорум")

    9 ноября

    "Курьезы"

  • Жительница Южной Кореи сдала экзамен на права с 950-го раза
  • Домушник прислал в газету свою удачную фотографию
  • Николаевские спасатели спасли девочку, застрявшую головой в горшке

    5 ноября

    "Это интересно"

  • Построен самый быстрый амфибийный автомобиль
  • Почему кружится голова

    "Горячая десятка"

  • Анекдоты и реклама

    "О кино. Рецензии"

  • Счастливы вместе ("Формула любви для узников брака")

    3 ноября

    "Курьезы"

  • В Канаде объявили в розыск телепузика
  • Жительница Кемеровской области обезвредила грабителя поленом
  • Спасатели вытаскивали корову с 9 этажа

    30 октября

    "Курьезы"

  • В бразильском аэропорту поселился немец с разбитым сердцем
  • Латвийский депутат предложил запретить коллегам пускать газы
  • Жительница Голландии проглотила 78 вилок и ложек

    28 октября

    "Это интересно"

  • Компьютеры, которые нас удивили. ХХ век
  • Секреты Афродиты в поцелуях жабы

    "Горячая десятка"

  • Космическая еда
  • Самые дорогие автомобильные аварии в мире

    "О кино. Рецензии"

  • Сирота казанская ("Дитя тьмы")

    23 октября

    "Курьезы"

  • В Новой Зеландии запретили метать дохлых кроликов
  • Американца арестовали за хождение нагишом по собственному дому
  • Грабители кафе оставили записку с извинениями

    21 октября

    "Это интересно"

  • 20 хостелов, в которых невозможно уснуть
  • Нечеловеческие страдания ради здоровья

    "Горячая десятка"

  • Люди и собаки

    "Работа"

  • 7 мифов о трудностях поиска работы

    "О кино. Рецензии"

  • Мода-анархистка ("Коко до Шанель")

    19 октября

    "Курьезы"

  • Правительство Мальдив ушло совещаться под воду
  • Храп британской бабушки оказался громче самолета
  • В Словении главой государственного Отдела по делам религиозных общин стал сатанист

    16 октября

    "Курьезы"

  • Грабитель попросил жертву ограбления вернуть потерянный им кошелек
  • Британец предстанет перед судом за причинение преступного ущерба двум гамбургерам
  • Немецкий студент едва не погиб, показывая ягодицы поезду

    14 октября

    "Это интересно"

  • Самые скупые миллионеры мира
  • Полезная плесень

    "Горячая десятка"

  • Художественные хитрости. Картины
  • 13

    "Работа"

  • Выйти из сумрака!

    9 октября

    "Курьезы"

  • В Германии пакет с 400 тыс. евро три года пролежал в бюро находок
  • Две ослицы из Газы стали зебрами
  • Британского консерватора арестовали за кражу шампанского на партийной конференции

    7 октября

    "Это интересно"

  • ТОП-10 "лотерейных" трагедий
  • Израильские родственники африканских слонов

    "Горячая десятка"

  • Сколько получали генсеки
  • 10 страховок, которые нас изумили

    "О кино. Рецензии"

  • Суррогаты ("Ласковый май")

    30 сентября

    "Это интересно"

  • Самокат U3-X ищет гармонии с людьми во всех возможных направлениях
  • Искупление греха в чувственном наслаждении

    "Горячая десятка"

  • Сколько зубов у дельфинов. Океанская фауна

    "Работа"

  • Где работать по совместительству

    "О кино. Рецензии"

  • Большая жратва ("Суррогаты")

    28 сентября

    "Курьезы"

  • Британская полиция приняла за гориллу защитника животных
  • В Великобритании состоялся чемпионат мира по гримасничанию
  • В саду британского пенсионера выросло яблоко-мутант

    23 сентября

    "Это интересно"

  • Тетрис меняет мозг с неизвестными последствиями для интеллекта
  • Тунисская женщина всегда права

    "Горячая десятка"

  • Забавное "искусство украшения"
  • Книги, которые никто не дочитывает до конца

    "О кино. Рецензии"

  • Поколение Doom («Геймер»)

    9 сентября

    "Это интересно"

  • Фургон стреляет облаком мороженого ради нанотехнологий
  • Бомба от немецкого барона: кто создавал советское атомное оружие?

    "Горячая десятка"

  • "Лишние" вещи
  • Дама сдавала в багаж
    "Работа"

  • Офис - скрытая угроза

    "О кино. Рецензии"

  • Гитлер Капут! ("Бесславные ублюдки")

    2 сентября

    "Это интересно"

  • 10 космических инноваций, которыми люди пользуются ежедневно

    "Курьезы"

  • Пьяный немецкий пилот заблудился в небе
  • Американка заставила мужа стоять на улице с плакатом "Я изменил"
  • 71-летняя олимпийская чемпионка отбилась от грабителя

    26 августа

    "Это интересно"

  • "Цветные" озера
  • Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Заводной загривок возвращает собаке потерянные навыки

    "Горячая десятка"

  • Вечера на хуторе со словарем
  • В гостях у Мухи-Цокотухи. Удивительные насекомые

    "О кино. Рецензии"

  • Жизнь в розовом цвете ("Бруно")

    19 августа

    "Это интересно"

  • Автомобиль для дона Педро
  • 10 приемов борьбы с усталостью
  • Секрет бактерий Пасхи подал надежду на эликсир молодости

    "Горячая десятка"

  • Бессмертные

    "О кино. Рецензии"

  • Леди в красном, не танцуй со мной ("Джонни Д.")

    5 августа

    "Это интересно"

  • Вторжение в эрогенную зону
  • Лабиринты и их тайны
  • ТОП-10 технологий по созданию бионического человека

    "Горячая десятка"

  • Самые ядовитые
  • Бани

    "О кино. Рецензии"

  • Детки ("Гарри Поттер и Принц-Полукровка")

    3 августа

    "Курьезы"

  • Вместо спиртного воры украли камни для керлинга
  • Сотрудника банка уволили за сопротивление грабителю
  • Преступник с трусами на голове ограбил британскую автозаправку

    29 июля

    "Это интересно"

  • Самые дорогие фотографии
  • 5 гиковских способов попросить руки и сердца
  • Сорок восьмой Маугли
  • Цветные мыльные пузыри обошлись в три миллиона долларов

    "Горячая десятка"

  • Святые покровители-2

    "О кино. Рецензии"

  • Проклятие ("Затащи меня в ад")

    28 июля

    "Курьезы"

  • Ученые нашли у кошек и котов любимые лапы
  • Проплатившая контрольную работу студентка требует у милиции наказать нерадивого исполнителя
  • В Израиле козел дает до трех стаканов молока в сутки

    23 июля

    "Это интересно"

  • Бетон нового века украсит собой тысячелетия
  • Самые эксцентричные музеи Британии
  • Скользкий натурализм

    "Горячая десятка"

  • Пивные рекорды

    "О кино. Рецензии"

  • А я готовлюсь стать отцом ("Ледниковый период 3: Эра динозавров")

    15 июля

    "Это интересно"

  • Хищная мебель познаёт вкус свежего мяса
  • Болезнь гигантизма
  • Мекка дайвинга с пиратской родословной
  • Нескромное счастье в маске маконде

    "Горячая десятка"

  • Как целуются в Париже

    "О кино. Рецензии"

  • Мне не больно ("Антихрист")

    13 июля

    "Курьезы"

  • В Кельне украли 320 000 таблеток от импотенции
  • В беременности виновен... египетский бассейн
  • Немецкая полиция задержала пьяного барсука

    8 июля

    "Это интересно"

  • Как лучше запомнить прочитанное
  • Самые интересные растения мира
  • Электронные прачки готовы к восстанию

    "Горячая десятка"

  • Не лечите, да нелечимы будете

    "О кино. Рецензии"

  • А поутру они проснулись ("Мальчишник в Вегасе")

    1 июля

    "Это интересно"

  • Игры с вечностью или приговор по Интернету
  • Биомимикрия: мир полон удивительных изобретений
  • Правда ли, что от судьбы не уйдешь?

    "Горячая десятка"

  • Слово о конопле. Пенька

    "О кино. Рецензии"

  • Антисептик для пепсиконов ("Трансформеры: месть павших")

    24 июня

    "Это интересно"

  • Река и простота соединились в водородном автомобиле
  • Священная гора Кайлас
  • Продвинутые копилки

    "Горячая десятка"

  • У кого самый необычный язык
  • Российские рекорды

    "О кино. Рецензии"

  • Миллион лет до нашей эры ("Затерянный мир")

    22 июня

    "Курьезы"

  • 80-летняя немецкая пенсионерка догнала грабителя на велосипеде
  • В Эстонию из России приплыл остров
  • В Букингемском дворце появился огород

    17 июня

    "Это интересно"

  • Бумага многоразового использования
  • Топ-10 современных велосипедов
  • Проблема-2012, или Спасайся, кто может!

    "Горячая десятка"

  • Восстание огурцов. Растения против людей
  • Ох, рано встает охрана

    "О кино. Рецензии"

  • На звездном пути ("Запретная планета")

    10 июня

    "Это интересно"

  • Покойник в чемодане - что сдают в багаж пассажиры
  • 12 самых дорогих проектов современной науки
  • Десятка творческих идей дизайна кроватей: простор для фантазии

    "Горячая десятка"

  • Странные религии - 2
  • Ох уж эти детки!

    "О кино. Рецензии"

  • Необратимость ("Вверх")

    9 июня

    "Курьезы"

  • Партия пиратов прошла в Европарламент
  • Жительница Чикаго получила аттестат зрелости в 90 лет
  • Установлен мировой рекорд по скоростному целованию

    5 июня

    "Курьезы"

  • В Лондоне нашли целую "ведьмину бутылку"
  • Лизнуть Дэниела Крейга теперь может каждый
  • Наркоторговка приняла арест за розыгрыш ко дню рождения

    2 июня

    "Это интересно"

  • Таинственная "Девятка". Случайность или закон?
  • Лолита эпохи Возрождения

    "Горячая десятка"

  • Собака бывает кусачей только от жизни собачей
  • Рекорды фейерверков

    "О кино. Рецензии"

  • Семеро смеющихся Энштейнов ("Ночь в музее - 2")

    27 мая

    "Это интересно"

  • Гусары на Руси
  • Здоровый образ жизни: откуда что берется
  • Летающий ранец сплотил семью мечтой о небе

    "Горячая десятка"

  • Легко ли быть моряком

    "Работа"

  • 8 запретных тем на собеседовании

    "О кино. Рецензии"

  • Прогуглить историю ("Ангелы и демоны")

    20 мая

    "Это интересно"

  • Вина за чужой порок
  • Позывные разума
  • Ни вреда, ни пользы: историческая путаница

    "Горячая десятка"

  • В микромире

    "Работа"

  • 10 способов испортить карьеру: советы карьерных гуру

    "О кино. Рецензии"

  • Через тернии к звездам ("Звездный путь")

    Архив новостей сайта


  • Миниатюрный герой Запорожья

    (c) Сергей Кутовой, Журнал "Вокруг света"

    Попытка создать первый советский "народный автомобиль" оказалась не совсем удачной, зато "Запорожец" стал ярким фольклорным персонажем


    Первый "ЗАЗ-965" вышел из заводских ворот 18 июня 1959 года, но в продаже машина появилась лишь
    через полтора года, в течение которых проходили испытания и осуществлялись доработки. Личный
    автомобиль был настолько желанной вещью, что владельцы первых "Запорожцев" прощали им любые
    недостатки: шумный и маломощный мотор, маленький багажник, тесный салон. С другой стороны,
    автомобиль был экономичен, прочен и обладал хорошой проходимостью. Фото: jeka3000

    В истории мирового автомобилестроения найдётся немного машин, ставших объектами такого количества острот и героями такого числа анекдотов, как первые советские микролитражки.

    История отечественного "народного автомобиля" началась в конце 1950-х годов, когда Советский Союз столкнулся с неприятной проблемой: в то время как на Западе личный автомобиль был обычным средством передвижения, у нас он оставался роскошью. Легковые автомобили, выпускаемые в СССР, в основном расходились по "казённым" заказам в качестве служебных, персональных авто и такси. Поэтому руководство СССР приняло решение о начале автомобилизации страны.

    Хоть горбатый, но симпатичный

    Прежде всего, возник вопрос о концепции нового автомобиля. Перегонять Америку, население которой предпочитало огромные прожорливые автомобили, было пока что не под силу самим потенциальным покупателям. Далеко не все могли собрать нужную сумму даже на покупку "Москвича", который стоил тогда около восьми тысяч рублей. Стоимость же нового автомобиля не должна была превысить двух тысяч рублей. Поэтому выбора пал на популярные тогда в Европе миниатюрные "народные автомобили" — дешёвые, потребляющие мало бензина, и вполне соответствующие скромным стандартам социалистического благосостояния.

    В качестве прототипа рассматривались самые известные модели того времени: Fiat-600, Volkswagen Käfer, Renault 4CV и Citroën 2CV. Предпочтение всё же было отдано "итальянцу". Проектирование автомобиля возложили на коллектив Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА), а отцом первой советской микролитражки стал Александр Фёдорович Андронов (1910–2000), главный конструктор завода.

    Прототипом советскогоПервая попытка закончилась неудачей, поскольку на прототип с индексом "444" установили оппозитный двухцилиндровый двигатель МД-65, созданный на базе мотоциклетного. Но мощности двигателя оказалось недостаточно для того, чтобы уверенно толкать по отечественным дорогам автомобиль, пусть даже и небольшой. Поэтому было принято решение втиснуть в моторный отсек V-образный четырёхцилиндровый двигатель объемом 746 см³, более мощный — если так можно сказать о 23-сильном двигателе. Позднее автомобиль оснастили новым двигателем мощностью 27, а затем и 30 л.с. При работе "движок" трещал и стрелял ещё громче, чем самый допотопный мотоцикл. Этот недостаток стал позднее одной из визитных карточек "Запорожца".

    Поскольку МЗМА был занят выпуском своей линейки "Москвичей", после одобрения проекта было решено создать для производства новый завод, развернуть производство в Украине, на базе Запорожского комбайнового завода "Коммунар". Его в связи со сменой профиля переименовали в Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ). А в Мелитополе освоили выпуск автомобильных двигателей. Так "Запорожец" стал не только первым советским "народным", но и первым украинским автомобилем.

    Первый автомобиль, получивший название "ЗАЗ-965", вышел из заводских ворот 18 июня 1959 года. Сразу начались серьёзные испытания новой модели, завершившиеся смотринами в Москве, где машина получили высокую оценку. И лишь спустя полтора года, 22 ноября 1960 года, первая партия новеньких автомобилей отправилась к счастливым покупателям, которых вскоре выстроилась огромная очередь, поскольку цена на "Запорожец" была весьма приемлемая.

    Для жителей СССР непривычная им схема размещение мотора в заднем отсеке, "в багажнике", казалась странной, как и воздушное охлаждение — что стало ещё одной из причин иронического отношения к "Запорожцам". Хотя в Европе такую компоновку имели (и имеют) не только легкие микролитражки, но и мощные спортивные автомобили. Впрочем, владельцы "Запорожцев" бодро отвечали, что задним расположением двигателя их автомобиль напоминает танк. А главное, лобовой удар для "Запорожцев" был не так страшен, как для других моделей.

    В первые годы своего существования, когда у пузатенького автомобильчика ещё почти не было конкурентов, он купался в лучах заслуженной славы. Автомобиль быстро стал популярным, несмотря на свои недостатки. Так, двух дверей, открывающихся к тому же в обратную сторону, было слишком мало, поэтому посадка и высадка более двух человек представлялась делом непростым. Нужно было освободить и откинуть переднее сидение, а затем терпеливо ждать, когда на заднее протиснутся кряхтящая тёща и галдящие дети. При этом кресла были расположены так низко, что казалось, будто водитель и пассажиры сидят на самом полу. Но зато никто не упирался головой в крышу салона.

    Скромный по размеру салон на самом деле может вместить в себя куда больше пассажиров, чем кажется. Сегодня, когда уцелевшие "горбатые" стали не средством передвижения, а забавой, некоторые автоклубы устраивают различные шоу: гонки на "Запорожцах", конкурсы на лучший тюнинг и наибольшую вместимость. Так вот, абсолютный рекорд был установлен Львовским клубом: в салон "ЗАЗ-965" втиснулись 22 подростка! Разумеется, они набились туда как шпроты в банку, но тем не менее.


    Производство нового автомобиля решили развернуть в Украине, на базе Запорожского комбайнового
    завода. Отсюда и название автомобильной марки. Фото (Creative Commons license): Maciek Krol

    Как это ни странно, но "ЗАЗ-965" был более популярен у интеллигенции, чем у рабочих или колхозников. Причиной этого во многом стал слишком миниатюрный багажник, который невозможно было нагрузить мешками овощей. Проблему разрешило только создание решетчатого поддона, укрепляемого на крыше автомобиля. На багажник тут же начали нагружать то полтонны картошки, то целый стог сена, отчего "Запорожцы" напоминали азиатских осликов. Но всё же "ЗАЗ-965" создавался как городской автомобиль, максимум — для выезда на природу, на дачу. Для чего его и покупали инженеры, служащие, даже артисты, не считая зазорным приобрести советский аналог "фольксвагена" или так известного по комедиям о жандарме "ситроена".

    Но звездный час "горбатого" длился недолго. В 1969 году, после выпуска всего 302 166 машин "ЗАЗ-965", "ЗАЗ-965А", а также специальных моделей для инвалидов и почтальонов, его сняли с производства.

    "Ушастые" и "мыльницы"

    Идея советского "народного автомобиля" к тому времени трансформировалась: вместо микролитражки из Запорожья, которые так и не стали массовыми, было решено сделать ставку на автомобили ВАЗ.

    Однако на ЗАЗе не теряли оптимизма — автозавод активно занимался созданием новых моделей. Ещё в 1961 году его конструкторы начали разработку автомобиля "ЗАЗ-966", имеющего новый кузов. Однако его производство задерживало союзное руководство, возможно, по экономическим соображениям: ставить на конвейер новую модель всего через год после выхода предыдущей считалось расточительным. Поэтому "ЗАЗ-966" вышел в свет только спустя шесть лет.

    Это был типичный для 1960-х годов "прямоугольный" седан, характерной особенностью дизайна которого стали боковые воздухозаборники. В народе их тут же прозвали "ушами", а сам автомобиль "ушастым". Так эпоха ЗАЗа "горбатого" сменилась долгой эпохой его ещё более анекдотичного наследника.

    Его двигатель также располагался сзади. Вначале это был 30-сильный МеМЗ-966А, который устанавливался на последних модификациях его "горбатого" предшественника. Затем появился 40-сильный МеМЗ-966В, позволявший на прямой трассе разгонять автомобиль до скорости 120 км/ч. Правда, на практике достигали её далеко не все, и штрафы за превышение скорости "Запорожцами" действительно были настолько редкими, что расценивались как анекдот. Но в историю отечественного юмора он вошел как "убийца мерседесов". Иномарок на советских дорогах практически не было, но зато было предостаточно "Жигулей" и "Волг". Образ простого работяги, крушащего на своём пути дорогие машины "блатных", появился ещё в 1982 году. Именно тогда был снят фильм "Таран", герой которого на своём "Запорожце" протаранил автомобиль циничных хулиганов. Со временем этот образ перекочевал в фольклор 1990-х годов.


    Репродукция (Creative Commons license) из архива JOHN LLOYD

    С 1969 года на основе модели "ЗАЗ-966" стали производить "ЗАЗ-968" с новым двигателем и некоторыми несущественными изменениями. А с 1975 года в том же кузове — "ЗАЗ-968А", от предшественника его отличала новая тормозная система, усовершенствованные передние сиденья и замок зажигания с противоугонным устройством.

    В 1972 году появляется несколько модернизированная модель — "ЗАЗ-968". У неё исчезла декоративная панель с передней части кузова, появилась новая приборная доска. Более серьёзной переделке модель подверглась в 1979–1980 годах. "ЗАЗ-968М" стал последним отечественным автомобилем с расположенным в заднем отсеке двигателем — но и самым долгоживущим, так как выпускался до 1994 года. Лишившись своих "ушей", заменённых простыми решётками, машина получила прозвище "мыльница" — за свой уже устаревший и слишком простой дизайн. Зато для неё впоследствии были изготовлены более мощные двигатели: МеМЗ-968ГЭ (45 л.с.) и МеМЗ-968БЭ (50 л.с.).

    Возможно, дальнейшая модернизация модели позволила бы создать что-то интересное, однако в 1990-е годы возобладало мнение, что "мыльницы" являются позором украинского автопрома. К тому же завод переживал не лучшие времена. Оставив на конвейере неплохо продаваемую "Таврию", руководство завода свернуло производство "ЗАЗ-968М".

    На базе своих микролитражек ЗАЗ создавал и различные опытные автомобили. Например, микрогрузовики "ЗАЗ-971" и микроавтобусы "ЗАЗ-970В". Хотя их создатель Юрий Наумович Сорочкин аргументировано доказывал потребность сельских районов в таком транспорте, предприятию велели не заниматься экспериментами, а сосредоточится на выпуске "легковушек". А вот появившуюся позже модель пикапа на базе "ЗАЗ-968М" почему-то к производству утвердили, хотя это была самая большая неудача автозавода. Дело в том, что сама концепция автомобиля была абсурдной: задний моторный отсек не позволял создать нормальную грузовую платформу. В итоге появился какой-то автомутант: вместо заднего сиденья там было что-то наподобие узкого "кармана", в который можно было положить разве что чемодан.

    Долгие роды "Таврии"

    При изучении истории Запорожского автозавода складывается впечатление, что в течение всего правления Леонида Брежнева он был в немилости у руководства страны. Может быть, его не любили как "детище Хрущёва"? Как бы там ни было, но конструкторские порывы запорожцев подавляли. Чему пример и история "Таврии", между разработкой первого прототипа и выпуском серийной модели которой прошло более 20 лет!

    Первые модели переднеприводной микролитражки на ЗАЗе создали в середине 1960-х. Некоторые даже прошли ходовые испытания, однако добро на производство получено не было. Тем не менее, конструкторский коллектив завода продолжал заниматься проектом "ЗАЗ-1102". Среди предлагаемых вариантов были весьма интересные модели — хэтчбек 1973 года, элегантный седан 1974 года и его полноприводный вариант 1976 года.

    Лишь в 1978 году ЗАЗ, наконец, получил заказ на переднеприводную микролитражку. В принципе, у завода на тот момент уже была несколько готовых прототипов. Но готовые модели отвергались, выдвигались всё новые и новые требования. В итоге выпуск "ЗАЗ-1102 Таврия" начался лишь в 1988 году. А представляла она собой несколько меньший по размерам и мощности аналог весьма популярной тогда модели "ВАЗ-2108".

    Двигатель мощностью 57 л. с. и тесный салон, в котором сзади можно было сидеть, только поджав ноги к подбородку, не позволяли забыть, что "Таврия" все ещё относится к разряду "микро". Тем не менее, покупатели были довольны. Ещё бы, наконец-то у "Запорожца" двигатель оказался на привычном переднем месте и перестал трещать как пулемёт, а машина получила более-менее современные формы. Но основной причиной популярности стала низкая цена новой модели ЗАЗ.


    Пятидверный хэтчбек "Славута". Фото: УкрАВТО

    Успех, однако, был недолгим. В начале 1990-х потенциальные покупатели лишились своих сбережений, а затем нишу доступного транспорта быстро заполнили подержанные иномарки. Спрос на "Таврии" резко упал, ими пришлось даже рассчитываться в качестве бартера, раздавать ведомствам и социальным службам.

    Однако ЗАЗ сумел даже в столь трудное время запустить в производство новые модификации: пятидверный "ЗАЗ-1103 Славута"; "ЗАЗ-1105 Дана" с кузовом "универсал"; небольшой, но полноценный пикап "ЗАЗ-11055". Новые двигатели объёмом до 1,3 л., а также выпуск модификации "ЗАЗ-1122" с двигателем от "ВАЗ-2108" вывели их из разряда микролитражек, перенесли в следующий класс — но потеснить там "Лады" и современные европейские городские автомобили они, конечно, не смогли. Возможно, "Таврии", разработки которой начались более сорока лет назад, это уже не под силу. А новых оригинальных идей, которыми так изобиловал ЗАЗ в прошлом, увы, пока что нет.

    Сегодня на главной:
    5 законов человеческой природы от New Scientist
    Большим роллерам – большие колеса!
    Поиски собственного Я через самоистязание
    Запах дома
    Санта-Клауса признали плохим примером для детей


    Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня © 2004–2009 Курилка