Леди в красном, не танцуй со мной ("Джонни Д.")
(c) Павел Кортунов, "Интересное Кино"
Public Enemies
Жанр: триллер, драма, исторический, криминальный
Режиссёр: Майкл Манн
В роля: Джонни Депп (Джон Диллинджер),
Кристиан Бейл (Мелвин Первис), Марион Котийяр (Билли Фречетт),
Чэннинг Татум (Красавчик Флойд), Стивен Дорфф (Гомер ван Метер),
Джованни Рибизи (Элвин Карпис), Билли Крадап (Дж. Эдгар Гувер)
США, 2009 год, 140 мин.
О легендарном грабителе 1930-х Джоне Диллинджере. Дерзкие нападения сделали его героем для всех угнетенных и главной мишенью для лучшего агента только что образованного ФБР Мелвиса Первиса. Никто не мог остановить Диллинджера. Ни одна тюрьма не могла его удержать. Обаяние и отчаянные побеги из-за решетки прославляли преступника в обществе. В то время как приключения лихой банды, к которой примкнули Малявка Нельсон и Элвин Карпис, вдохновляли обозленных граждан, власти решили воспользоваться случаем и превратить Бюро расследований в главную правоохранительную организацию страны – ФБР. Они сделали Диллинджера самым опасным врагом Америки, а спасителем нарекли Первиса – гордость Федерального бюро...
Отгадайте загадку. Его зовут Джонни, он носит стильную одежду 1930-х, круто стреляет из автомата Томпсона, имеет страстный секс с красивой француженкой под тёплое поэтичное карканье Билли Холлидей, и он знаменитость. О ком это? О Джонни Диллинджере и Билли Фрешетт, или о Джонни Деппе и Ванессе Паради, его жене-француженке в жизни? Российский офис кинокомпании Universal, сам того не подозревая, очень точно переиначил оригинальное название картины – "Враги общества" – в "Джонни Д.", поскольку перед нами именно Д.
Депп, который прожигает жизнь своего героя именно в тех географических местах, где ступала нога Диллинджера, куда упирался его взгляд, откуда он отправился в ад. Про ад, конечно, допущение. Режиссёр и его актёр дарят нам такого доброго, харизматичного и простого гангстера, ничего не понимавшего в настоящей жизни, и к тому же, исторически любимого плебсом, что пожелать ему хочется вечного блаженства под кущами райских садов… с томиком Хантера Томпсона у сердца. Каждый увидит Диллинджера по-своему, поскольку Диллинджера в нём ровно столько, сколько и Деппа, вот в чём всё дело.
Даже в реалистических ролях, в которых Деппу приходилось преодолевать границы криминального, он обезоруживал своим гуманистическим пофигизмом. Его Спенсер Армакост из "Жены астронавта", Джордж Джанг из "Кокаина", или Морт Рейни из "Тайного окна", – они, вообщем-то, не очень хорошие ребята, играют не по правилам, как и Диллинджер, но оттого они только интереснее. И при этом, ни грамма брутальности. Одна лишь мистическая ласковая жестокость, замешанная на феномене наделения.
Как всегда у Майкла Манна – окружение делает короля. Всё документально, и даже фразы лихих парней – "Без женщин весь мир тюрьма", "Когда я не граблю банки, я шляюсь по киношкам", и всё остальное, включая последний киносеанс киномана Диллинджера – "Манхэттенскую трагедию" с Кларком Гейблом в роли, собственно, врага общества, предпочитающего казнь пожизненному гниению в тюрьме. И, нет слов, это здорово – мы смотрим на Джонни в образе своего тёзки, который также сидит в кинотеатре и смотрит кино про себя самого.
Но по фильму Диллинджер чрезвычайно одинок и, кажется, поэтому и любит кино. Сценаристы в этой части пренебрегли биографической действительностью и полностью вычеркнули из повествования отца преступника №1, а единственным близким человеком сделали любовницу Билли Фрешетт (Марион Котийяр), женщину, у которой всё было настолько безрадужно, что настырное появление на горизонте человека, живущего одним днём и одним вздохом, даже при понимании, мягко говоря, недолговечности их романа, не оставило ей выбора.
Фрешетт, при этом, полная противоположность образу фамм-фаталь того времени – ни тени рокового головокружения. Как и Джон Диллинджер – не какой-нибудь там Аль Капоне. Ничего вульгарного или мафиозного, никакого стремления к возвышению во власти, к организации теневого бизнеса (от него он, наоборот, шарахается). Только женщина, только опустошение банков, преданность даже туповатым подельникам, и завтра не умрёт никогда.
Гоняющий его по всей стране агент ФБР в исполнении Кристиана Бейла, пребывающего в расцвете своего фирменного образа хладнокровного ублюдка с приличным манерами, может, и завидует ему, а может и ненавидит. Неизвестно. Мелвин Пёрвис просто делает свою работу. В год, когда в США каждый день совершалось в среднем два нападения на банки, он избавляет преступность от романтического ореола, тем самым склоняя её к коррумпированию полиции, организации своих доходных подпольных делишек. Какой же Джонни Диллинджер после этого преступник? Он пират, популярный народный разбойник, в течение целого года крутивший землю, как данность.
|