Британский коллекционер купил в Нью-Йорке картину XVIII века с изображением женщины в шляпе с пером, но изображала она совсем не женщину, а переодетого в женский наряд мужчину. Эта картина и стала считаться первым портретом трансвестита в мире.
Это полотно теперь носит название «Шевалье Д’Эон» и дополняет собрание историка искусств, лондонского коллекционера Филипа Мулда. Она может стать постоянным экспонатом в Британской национальной портретной галерее.
Г-н Мулд говорит: «Мы тридцать лет рассматривали портреты, набираясь опыта и оттачивая свое мастерство в этом. Теперь мы уже умеем кое-что замечать. Несмотря на то что в XIX веке было много чудных людей, все же портретная живопись была слишком пуританской». В том смысле, что портреты того времени представляли своеобразный компромисс между художником, который писал то, что видел перед собой, и моделью, которая стремилась максимально улучшить свою внешность на портрете. В результате этого на картине исчезали дефекты внешности.
Но в этой картине Филип Мулд обратил внимание на странную мужественность лица женщины и некоторый намек на щетину. Поэтому он принялся за исследование картины вместе с коллегами. Реставрация полотна еще больше проявила мужские черты лица. Также исследователи обнаружили и подпись художника Томаса Стюарта (до этого считалось, что полотно принадлежит кисти Гилберта Стюарта). В итоге специалисты пришли к выводу, что на картине изображен шевалье Д’Эон.
Судьба шевалье Д’Эона была удивительной. Он был тайным агентом короля Франции Людовика XV в 1755 году, а в 1763 его назначили послом в Лондоне. Но через несколько месяцев французский монарх изменил свое решение и назначил в британской столице нового посла. Д’Эон был очень зол, поэтому обвинил преемника в попытке отравления. Впрочем, на короля это не произвело никакого впечатления. Тогда шевалье Д’Эон предал огласке засекреченные документы. За это его посадили в тюрьму, но он бежал оттуда и всю оставшуюся жизнь скрывался под обликом женщины. Потом стали расползаться слухи, что он всегда принадлежал к слабому полу. Некоторые делали на это ставки, но подтвердить или опровергнуть эти слухи Д’Эон отказался. «Кроме того, – рассказывает Саймон Берроуз, историк их Университета Лидса в Великобритании, – он потребовал, чтобы французские власти оплатили все его долги. В противном случае он раскроет всю секретную информацию государства, в том числе и планы нападения на Великобританию. И Франция выполнила условия Д’Эона».
21 мая 1810 года шевалье Д’Эон умер. Посмертный медицинский осмотр показал, что он был самым обыкновенным мужчиной. Говорят, что когда это известие дошло до его экономки, у нее наступил шок, от которого она впоследствии с трудом оправилась.